Законодательное регулирование прямых продаж в Украине

Основные положения:

Эффективная деятельность в сфере прямых продаж возможна только при условии ее надлежащего правового обеспечения. Нормы права, регулирующие деятельность в сфере прямых продаж, можно классифицировать следующим образом:

  • законодательные и нормативные акты, а также отдельные положения нормативно-правовых актов;

  • нормы саморегулятивного характера, изложенные в Кодексе профессиональной этики.

В Украине, как и в других странах мира, в том числе государствах-членах Европейского Союза, отсутствуют специальные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере прямых продаж как таковой, ведь по своей сути такая деятельность является видом розничной торговли. При этом, поскольку существуют определенные особенности деятельности в сфере прямых продаж, а именно проведение продавцами (дистрибьюторами) демонстраций продукции потребителям, характер правовых отношений между продавцами (дистрибьюторами) и компаниями, которые являются владельцами или законными пользователями торговых марок, под которыми продаются товары, такие особенности урегулированы действующим законодательством.

Так, на уровне Конституции закреплены следующие общие принципы, которые, в частности, касаются деятельности в сфере прямых продаж:

  • собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу (ст. 13);

  • государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом (ст. 13);

  • право частной собственности приобретается в порядке, определенном законом (ст. 41);

  • никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь (ст. 32);

  • не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия (ст. 32);

  • каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст. 42);

  • государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности (ст. 42);

  • государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ (ст. 42);

  • каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение (ст. 50).

Хозяйственный кодекс Украины

Хозяйственный кодекс Украины содержит ряд общих положений по обеспечению экономического многообразия и равную защиту государством всех субъектов хозяйствования, свободы предпринимательской деятельности, свободного движения капиталов, товаров и услуг на территории Украины, ограничения государственного регулирования экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государства, запрета незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения, защита прав субъектов хозяйствования и потребителей, ограничение монополизма и защиты от недобросовестной конкуренции и тому подобное.

На стимулирование свободной конкуренции направлен и Закон Украины «О защите экономической конкуренции» (определяет правовые основы поддержки и защиты экономической конкуренции, ограничения монополизма в хозяйственной деятельности и направлен на обеспечение эффективного функционирования экономики Украины на основе развития конкурентных отношений), Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» (направленный на установление, развитие и обеспечение торговых и других честных практик ведения конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений).

Деятельность дистрибьюторов базируется на следующих принципах Хозяйственного кодекса Украины: самостоятельное формирование предпринимателем программы деятельности, выбора поставщиков и потребителей продукции, привлечения материально-технических, финансовых и других видов ресурсов, коммерческий расчет и собственный коммерческий риск, свободное распоряжение прибылью, которая остается у предпринимателя после уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных законом. Стоит отметить, что специальными законами запрещается оборот определенных товаров на территории Украины, например, четко определенных наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Закон Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах»).

Гражданским кодексом Украины и Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» регулируется, в частности, право собственности на торговую марку и коммерческое наименование. Так, продавцы (дистрибьюторы) имеют право использовать соответствующие торговые марки и коммерческие наименования только в пределах, предоставленных им на основании договора с компанией, товары которой они продают. Стимулирование продажи как один из элементов деятельности в сфере прямых продаж также выступает объектом правового регулирования. Так, основы рекламной деятельности в Украине и отношения, возникающие в процессе производства, распространения и потребления рекламы, определяет Закон Украины «О рекламе». Данный Закон реализует две основные цели. Во-первых, недопущения недобросовестной рекламы, соответствие рекламы принципам добросовестной конкуренции. Во-вторых, защита потребителя, учет этических, моральных, гуманистических норм и правил приличия.

Наиболее весомым в сфере прямых продаж является регулирование отношений компаний прямых продаж и продавцов (дистрибьюторов) с потребителями. Так, основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения с потребителями, в частности, в сфере прямых продаж, является Гражданский кодекс Украины и Закон Украины «О защите прав потребителей». Закон регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг разных форм собственности, устанавливает права потребителей, а также признает механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей. В частности, согласно положениям Закона Украины «О защите прав потребителей» потребители во время приобретения, заказа или использования продукции, реализуемой на территории Украины, для удовлетворения своих личных потребностей имеют право на защиту своих прав государством, надлежащее качество продукции и обслуживания, безопасность продукции, необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе (исполнителе, продавце), право на возврат или обмен товара надлежащего качества (перечень товаров, подлежащих возврату или обмену определен Постановлением Кабинета Министров Украины «О реализации отдельных положений Закона Украины «О защите прав потребителей»), возмещение имущественного и морального вреда, причиненного вследствие недостатков продукции (дефекта в продукции). Право на достоверную информацию имеет особое значение в деятельности прямых продаж, ведь важно, чтобы продавцы (дистрибьюторы) не предоставляли ложную информацию, преувеличивая свойства товаров. Более того, Законом Украины «О защите прав потребителей» запрещается нечестная предпринимательская деятельность, а именно совершение действий, которые квалифицируются законодательством как проявление недобросовестной конкуренции, любая деятельность (действия или бездействие), вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной. Если предпринимательская практика побуждает или может побудить потребителя дать согласие на осуществление сделки, на которую в противном случае он не согласился бы, такая практика вводит в заблуждение относительно основных характеристик продукции, таких как:

  • Ее наличие, преимущества, опасность, состав, методы использования, гарантийное обслуживание, метод и дата изготовления или предоставления, поставка, количество, спецификация, географическое или другое происхождение, ожидаемые результаты потребления или результаты и основные характеристики тестов или проверок товара;

  • Каких-либо оговорок относительно прямой или косвенной поддержки производителем продавца или продукции;

  • Цены или способа расчета цены или наличия скидок или других ценовых преимуществ;

  • Потребности в услугах, замене составляющих или ремонте;

  • Характера, атрибутов и прав продавца или его агента, в частности информации о его личности и активах, квалификации, статусе, наличии лицензии, аффилированности и правах интеллектуальной или промышленной собственности, его отличиях и наградах;

  • Права потребителя или опасности, которая ему грозит.

Предпринимательская практика такова, что вводит в заблуждение, если во время предложения продукции потребителю не предоставляется или предоставляется в нечеткий, непонятный или двусмысленный способ информация, необходимая для осуществления сознательного выбора.

Запрещаются как вводящие в заблуждение:
  • предложение для реализации продукции по определенной цене, если существуют основания полагать, что продавец или исполнитель не сможет предоставить такую продукцию по такой цене или в таких объемах, что можно предусмотреть учитывая предлагаемую цену и характеристики продукции;

  • предложение с целью реализации одной продукции к реализации другой;

  • отказ от предъявления потребителю товара, который предлагается, и принятия заказа или непредоставления товара в течение разумного срока или демонстрации дефектного образца товара;

  • недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества товаров или с целью побуждения потребителей к принятию быстрого решения лишения их достаточного периода времени для принятия сознательного решения;

  • предложение к свободной реализации продукции, изъятой из оборота или в отношении обращения которой существуют ограничения;

  • недостоверное утверждение, что будет существовать угроза личной безопасности потребителя или его семьи, если он не приобретет или не закажет продукцию;

  • создание, эксплуатация или содействие развитию пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получения компенсации, предоставляемой за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции;

  • использование сообщения о распродаже в связи с прекращением деятельности субъекта хозяйствования, его структурного подразделения или прекращения соответствующего вида хозяйственной деятельности, тогда как это не соответствует действительности и тому подобное. Агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния и существенно влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции.

Как агрессивные запрещаются такие формы предпринимательской практики:
  • Создание впечатления, что потребитель не может покинуть помещение продавца (исполнителя) без заключения договора или осуществления оплаты;

  • Осуществление длительных и / или периодических визитов к жилью потребителя, несмотря на требование потребителя о прекращении таких действий или оставление жилья;

  • Осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или иных сообщений без согласия потребителя;

  • Требование оплаты продукции, поставленной продавцом (исполнителем), если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение и тому подобное. Субъекты хозяйствования, их работники несут ответственность за нечестную предпринимательскую практику согласно законодательства. За нарушение законодательства о защите прав потребителей предусмотрена административная ответственность.

Правовой статус персональных данных, как вида информации, а также положения по защите персональных данных определены Гражданским кодексом Украины, Законами Украины «Об информации» та «О защите персональных данных».
Об этических аспектах деятельности и саморегуляции в сфере прямых продаж можно прочитать в отдельном разделе «Этика и саморегуляция».

Украинская ассоциация прямых продаж - негосударственное, добровольное, некоммерческое объединение ведущих компаний, осуществляющих деятельность в области прямых продаж товаров и услуг в Украине с целью защиты их интересов, развития индустрии и формирования позитивного общественного мнения.