Хозяйственный кодекс Украины
Хозяйственный кодекс Украины содержит ряд общих положений по обеспечению экономического многообразия и равную защиту государством всех субъектов хозяйствования, свободы предпринимательской деятельности, свободного движения капиталов, товаров и услуг на территории Украины, ограничения государственного регулирования экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государства, запрета незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения, защита прав субъектов хозяйствования и потребителей, ограничение монополизма и защиты от недобросовестной конкуренции и тому подобное.
На стимулирование свободной конкуренции направлен и Закон Украины «О защите экономической конкуренции» (определяет правовые основы поддержки и защиты экономической конкуренции, ограничения монополизма в хозяйственной деятельности и направлен на обеспечение эффективного функционирования экономики Украины на основе развития конкурентных отношений), Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» (направленный на установление, развитие и обеспечение торговых и других честных практик ведения конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений).
Деятельность дистрибьюторов базируется на следующих принципах Хозяйственного кодекса Украины: самостоятельное формирование предпринимателем программы деятельности, выбора поставщиков и потребителей продукции, привлечения материально-технических, финансовых и других видов ресурсов, коммерческий расчет и собственный коммерческий риск, свободное распоряжение прибылью, которая остается у предпринимателя после уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных законом. Стоит отметить, что специальными законами запрещается оборот определенных товаров на территории Украины, например, четко определенных наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Закон Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах»).
Гражданским кодексом Украины и Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» регулируется, в частности, право собственности на торговую марку и коммерческое наименование. Так, продавцы (дистрибьюторы) имеют право использовать соответствующие торговые марки и коммерческие наименования только в пределах, предоставленных им на основании договора с компанией, товары которой они продают. Стимулирование продажи как один из элементов деятельности в сфере прямых продаж также выступает объектом правового регулирования. Так, основы рекламной деятельности в Украине и отношения, возникающие в процессе производства, распространения и потребления рекламы, определяет Закон Украины «О рекламе». Данный Закон реализует две основные цели. Во-первых, недопущения недобросовестной рекламы, соответствие рекламы принципам добросовестной конкуренции. Во-вторых, защита потребителя, учет этических, моральных, гуманистических норм и правил приличия.
Наиболее весомым в сфере прямых продаж является регулирование отношений компаний прямых продаж и продавцов (дистрибьюторов) с потребителями. Так, основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения с потребителями, в частности, в сфере прямых продаж, является Гражданский кодекс Украины и Закон Украины «О защите прав потребителей». Закон регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг разных форм собственности, устанавливает права потребителей, а также признает механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей. В частности, согласно положениям Закона Украины «О защите прав потребителей» потребители во время приобретения, заказа или использования продукции, реализуемой на территории Украины, для удовлетворения своих личных потребностей имеют право на защиту своих прав государством, надлежащее качество продукции и обслуживания, безопасность продукции, необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе (исполнителе, продавце), право на возврат или обмен товара надлежащего качества (перечень товаров, подлежащих возврату или обмену определен Постановлением Кабинета Министров Украины «О реализации отдельных положений Закона Украины «О защите прав потребителей»), возмещение имущественного и морального вреда, причиненного вследствие недостатков продукции (дефекта в продукции). Право на достоверную информацию имеет особое значение в деятельности прямых продаж, ведь важно, чтобы продавцы (дистрибьюторы) не предоставляли ложную информацию, преувеличивая свойства товаров. Более того, Законом Украины «О защите прав потребителей» запрещается нечестная предпринимательская деятельность, а именно совершение действий, которые квалифицируются законодательством как проявление недобросовестной конкуренции, любая деятельность (действия или бездействие), вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной. Если предпринимательская практика побуждает или может побудить потребителя дать согласие на осуществление сделки, на которую в противном случае он не согласился бы, такая практика вводит в заблуждение относительно основных характеристик продукции, таких как:
-
Ее наличие, преимущества, опасность, состав, методы использования, гарантийное обслуживание, метод и дата изготовления или предоставления, поставка, количество, спецификация, географическое или другое происхождение, ожидаемые результаты потребления или результаты и основные характеристики тестов или проверок товара;
-
Каких-либо оговорок относительно прямой или косвенной поддержки производителем продавца или продукции;
-
Цены или способа расчета цены или наличия скидок или других ценовых преимуществ;
-
Потребности в услугах, замене составляющих или ремонте;
-
Характера, атрибутов и прав продавца или его агента, в частности информации о его личности и активах, квалификации, статусе, наличии лицензии, аффилированности и правах интеллектуальной или промышленной собственности, его отличиях и наградах;
-
Права потребителя или опасности, которая ему грозит.
Предпринимательская практика такова, что вводит в заблуждение, если во время предложения продукции потребителю не предоставляется или предоставляется в нечеткий, непонятный или двусмысленный способ информация, необходимая для осуществления сознательного выбора.